“Синдром первого сентября”. Советы психолога МЧС
Пролетели летние деньки и снова наступает школьная пора. В первые дни школьного года дети обычно испытывают эмоциональный подъем – они давно не видели своих одноклассников, хотят похвастаться новой формой, рассказать, где были и что делали летом. Да и в начале учебного года мало домашний заданий.
Но в дальнейшем, эйфория угасает и появляется утомление, недомогание, плохое настроение. Это связано с тем, что после длительного отдыха у ребенка вдруг резко возрастают нагрузки и энергозатраты. Естественно, что при переходе из одного состояния в другое нужна адаптация.
Как же помочь ребенку адаптироваться
к учебному процессу?
Психологи рекомендуют:
Соблюдение режима дня. Мало кому удается выдерживать его на каникулах. Дети позже ложатся, позже встают, смотрят телевизор, гуляют целыми днями, играют в компьютерные игры и так далее. Самое важное для ребенка – полноценный сон. Нормы ночного сна для ребенка 6-9 лет – 11 часов, 10-15 лет – 10 часов, а для подростка – около 8 часов. Как ни грустно будет ребенку, но нужно «отлучить» его от просмотра телевизора и компьютерных игр. Время, проведенное за этими развлечениями современного мира необходимо ограничить. Подвижные игры лучше заканчивать не позднее, чем за 2 часа до сна. Так дети скорее успокоятся перед отходом ко сну.
Психологи советуют тем, кто с трудом встает по утрам взбодриться с помощью упражнения «Звезда». Еще лежа в постели, сжать руки в кулаки и с силой выпрямить пальцы. И так повторить несколько раз.
Развитие физической активности. Физическая нагрузка помогает быстрее войти в рабочий ритм. Можно начинать утро с зарядки. Ребенку рекомендуется гулять на свежем воздухе каждый день. Малыши должны быть на улице – около 3,5 часов, ученики средней школы – 2 часа, а старшеклассники – 1,5 часа минимум.
Нормальное питание. Питание ребенка должно быть дробным – 5 раз в день. С 7-8 класса – можно есть 4 раза. Частота приемов пищи не подразумевает больших ее объемов. Есть надо часто, но небольшими порциями. Лучше свести к минимуму фаст-фуд, чипсы, газировку.
Обеспечение моральной поддержки. Мы любим ребенка не за отметки, а за то, что он есть и ребенок должен это знать и чувствовать. Психологи рекомендуют почаще обнимать своих детей и не бояться, что из такого ребенка вырастет слабак и нюня. Дети, которые получали ласку и поддержку от родителей, растут более оптимистичными и стрессоустойчивыми.
Послезавтра уже 1 сентября, новый учебный год ждет школьников и студентов. Новые открытия, новые знания, новые свершения впереди, а нам остается быть рядом, помогать и поддерживать своих чад, которые только учатся жить.
Использованы материалы ГУ МЧС России по Калужской области