Онлайн-карта пробок в Калуге Онлайн-карта движения ОТ

Выставка одной картины «Борис Яковлев «Анемоны» 1945 г.», 0+

яковлев

Борис Николаевич Яковлев (1890-1972) — широко известный советский художник, мастер пейзажного жанра, один из организаторов Ассоциации художников революционной России (1922), Народный художник РСФСР (1962).

Б. Яковлев родился в г. Москве. По материнской линии матери связан с купеческой средой. Отец художника был специалистом-провизором, владевшим небольшой фабрикой. Благосостояние и достаток позволили родителям дать хорошее образование своим детям. Так четыре сына в семье соединили свою жизнь с искусством: стали реставраторами, художниками и архитекторами.

В 1917 г. Б. Яковлев окончил физико-математический факультет Московского университета, годом позже Московское училище живописи, ваяния и зодчества по мастерской А. Васнецова и А. Степанова, также учился у С. Малютина и А. Архипова. В 1920–1930-ее гг. много путешествовал по стране: Самарканд, Баку, Майкоп, Крым, Грузия, Урал, Дагестан, Карелия и др. Экспонировался на всех крупных выставках страны. С 1958 г. — член-корреспондент Академии Художеств СССР. В 1956–1963 гг. преподавал во ВГИКе. Последние годы художник жил и работал на даче близ Звенигорода.

В историю отечественного искусства Б. Яковлев вошел как родоначальник советского индустриального пейзажа, воспевающий романтику социалистического строительства. Яркими примерами его картин являются известнейшее полотно «Транспорт налаживается» (1923) и его работы с новостроек страны. Также Б. Яковлев создал целый ряд выразительных произведений о Москве (виды Красной площади), в зрелые годы много и плодотворно работал над лирическими сельскими пейзажами.

Творческий метод художника отмечен индивидуальным своеобразием. Основанный на лучших достижениях национальной реалистической школы, переданных мастеру А. Васнецовым, вместе с тем он отличается свободной, экспрессивной манерой живописи. Торжествующая жизнеутверждающая сила, отсутствие сухой документальности, лиричность увиденного образа, новый, свежий взгляд на, казалось бы, привычные вещи — все это выделяет картины Б. Яковлева, делая их подлинно художественными и по истине запоминающимися.
В фондах Калужского музея изобразительных искусств хранится две работы художника: пейзажный этюд и натюрморт с букетом цветов.

«Анемоны» (1945) — эффектная работа мастера, построенная на контрасте темного фона, столика и белых цветов в прозрачной стеклянной вазе. В динамичности композиционного решения, выбранного мастером, и энергичной лепке формы ощущается оптимистическое восприятие жизни художника, а также его стремление к передаче движения и показу смены состояний. Чувствуется это и в принципах письма: размашистый, пастозный мазок с использованием мастихина формирует фактуру живописной поверхности. Но умело найденный баланс между широким общением и вниманием к основным деталям позволяет художнику создавать работы, в которых ощущается удивительная свежесть восприятия и заставляет даже в обыденных предметах чувствовать радость и полноту существования. Особую прелесть экспонируемому натюрморту придает умение Б. Яковлева проникать в самую суть вещей. Анемоны или по-другому ветреница — это цветы у которых лепестки очень чувствительны к малейшим порывам ветра, что и показывает художник, вводя в композицию несколько опавших на поверхность стола лепестков и листьев растения. Картина Б. Яковлева изыскана и по своему колористическому решению: бело-розовый, сочный зелёный, глубокий синий, благородные коричневые и фиолетовые оттенки усиливают звучность образа и его эмоциональную приподнятость.

Работа поступила в собрание музея в 1946 г. из Государственной закупочной комиссии.

Представленная работа, экспонируется к 130-тию со дня рождения художника и к 75-тию со дня создания самого произведения.

Дата

04 ноября - 22 ноября
Калужский музей изобразительных искусств

Место проведения

Калужский музей изобразительных искусств
г. Калуга, ул. Ленина д. 104

+7 (4842) 56-28-30
artmuseum@kaluga.net
перейти на сайт

Категория