Куда и как обжаловать оценки в школьном аттестате
В конце учебного года часто возникают споры относительно годовых отметок и оценок, идущих в аттестат, тем более что в 2017 году они выставляются по-новому. Чаще всего они происходят по причине отсутствия взаимопонимания между учащимися, родителями и учителями.
Порядок разрешения таких споров регулируется Федеральным законом N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в редакции от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации», статья 45 которого посвящена защите прав обучающихся, их родителей или законных представителей.
Куда обращаться, чтобы обжаловать оценку в аттестате.
В случае возникновения любых конфликтных ситуаций в школе и, в частности, несогласия учащихся и родителей с оценками, выставленными в аттестате об образовании, закон рекомендует обращаться в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Такая комиссия в случае необходимости может и должна быть создана в любом общеобразовательном учреждении.
Порядок ее создания, организации работы, принятия и исполнения решений должен быть подробно прописан в соответствующем положении, утвержденном распоряжением директора школы. Разрабатываться он должен с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей и педагогов. Таким образом, если решение обжаловать оценку в аттестате принято, не лишним будет ознакомиться с содержанием этого документа.
Кто может обращаться с заявлением о пересмотре оценки в аттестате.
В Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия) вправе обращаться как сами обучающиеся, так и их родители или законные представители. При этом стоит иметь в виду, что если обращается сам «пострадавший», которому еще не исполнилось 18 лет, информация об этом будет немедленно доведена до его родителей. Так что, если инициатива о пересмотре оценки исходит от учащегося, лучше подготовить родителей к предстоящему заранее, чтобы не было сюрприза.
Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в школе и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные в документе о ее создании. То есть эти сроки, как и сроки рассмотрения конфликтной ситуации, могут в разных школах различаться, хотя обычно не превышают трех-пяти дней с момента подачи (и официальной регистрации) на имя директора школы письменного обращения с изложением сути конфликта.
Что происходит после подачи заявления.
После вашего официального обращения (составляется в произвольной форме и должно содержать аргументированные соображения на тот счет, почему вы считаете оценку несправедливой), директор школы дает письменное распоряжение об организации конфликтной комиссии, которой предстоит провести анализ объективности оценки результатов работы учащегося. Причем сам директор в состав Комиссии не входит.
Решение, принятое Комиссией, оформляется директором в форме приказа или распоряжения и в обязательном порядке доводится до членов педагогического коллектива. Участники конфликта знакомятся с содержанием данного документа под роспись.
Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в предусмотренные им сроки.
Порядок обжалования решения Комиссии.
Участники конфликта вправе обжаловать решение Комиссии в порядке, установленном законодательством РФ.
То есть, с жалобами на необъективное, по вашему мнению, решение Комиссии можно обращаться:
– в окружные органы управления образованием (РОНО), в городской орган управления образованием (например, управление образования г. Калуги) и, соответственно, региональный (министерство образования Калужской области);
– в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Наконец, каждый гражданин, считающий, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, государственных служащих или должностных лиц, вправе обратиться с жалобой в суд.
С жалобой в суд следует обращаться не позже:
– трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;
– одного месяца со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы;
– одного месяца со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Срок подачи жалобы, пропущенный по уважительной причине, может быть судом восстановлен.
Указанных сроков стоит придерживаться и при направлении жалоб в вышестоящие организации.