Поликлиники заработают по-новому
По данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян недовольны качеством оказываемых медицинских услуг. Среди главных проблем пациенты называют долгое ожидание записи и очереди на приём к врачам, отсутствие нужного специалиста и невозможность получить все услуги в одном учреждении. Министерство здравоохранения нашло выход из сложившейся ситуации, в ближайшее время все российские медучреждения обязаны будут перестроить свою работу так, чтобы сократить очереди, свести к минимуму потери медицинских карт и бумажную волокиту, позволив докторам больше времени тратить на осмотр пациентов. Новая модель оказания медицинской помощи будет закреплена на законодательном уровне.
То, что сокращение времени ожидания врача возможно, показали итоги работы пилотного проекта «Бережливые поликлиники», который Минздрав запустил в ряде российских регионов ещё в 2016 году. С прошлого года эта программа стала частью национального проекта «Здравоохранение». Под бережливостью разработчики проекта понимают новую концепцию управления всеми делами в поликлиниках так, чтобы врачи и медсёстры не тратили своё время и силы на лишние действия, заставляя пациентов ждать помощи или метаться в поисках по кабинетам и этажам.
Как сообщает «Парламентская газета», в текущем году в стране должно появиться 5122 поликлиники нового формата. Планируется, что к 2024 году их станет уже 6864, то есть 72 процента от общего числа поликлиник.
27 февраля этого года законопроект о бережливых поликлиниках был обнародован. Он вводит классификацию учреждений по трём уровням соответствия новой модели. На первом уровне амбулаториям будет достаточно соответствовать восьми параметрам, например, выполнить требования о приёме по предварительной записи половины пациентов, о проведении диспансеризации всего за три посещения. Для перехода на второй уровень поликлиники должны выполнить 15 требований. Третий, самый высокий уровень, предполагает соответствие 22 критериям. В таких амбулаториях диспансеризация и профосмотр должны занимать всего один день, по предварительной записи врачи должны принимать не менее 90 процентов пациентов. Уровни соответствия будет присваивать Росздравнадзор. Подтверждать свой уровень поликлиники будут раз в три года.
Поликлиники без недовольных пациентов: мечты или реальность?
В 2019 году Министерство здравоохранения совместно с Росатомом разработало методические рекомендации по организации работы «бережливых поликлиник». Как следует из документа, регистратуры в медицинских учреждениях лишатся окошек и будут больше похожи на ресепшен – простые открытые стойки. Сотрудники регистратуры будут помогать записываться к врачу через специальный терминал, так называемый инфомат, и направлять пациентов в нужный кабинет. На телефонные звонки будут отвечать сотрудники кол-центра. Блоки для приёма больных и здоровых людей наконец разделят, таким образом риск заражения острыми респираторными вирусными инфекциями в поликлиниках будет сведён к минимуму.
Очередей перед кабинетом врача не будет, потому что приём будет осуществляться только по предварительной записи. Да и у медиков появится больше времени на осмотр больных, «бумажная работа» будет сведена к минимуму и переведена в электронный формат. Талоны на дополнительные анализы или консультацию другого специалиста можно будет получить при первичном осмотре.
Отрадно, что в оценке качества медицинских услуг активное участие будут принимать сами пациенты. Планируется, что комиссия Росздравнадзора будет проводить анкетирование и устные опросы посетителей поликлиник.